В Киеве состоялся Марш равенства в защиту прав ЛГБТ или, как его называют в народе, гей-парад.
Читайте также: Гей-парад в Киеве уложился в полчаса (ВИДЕО 18+)
В мероприятии, по оценкам полиции, приняли участие около тысячи человек, на каждого — по шесть силовиков охраны. Что происходило в украинской столице, почему удалось избежать массовых потасовок и как горожане реагировали на происходящее, описал киевский журналист по просьбе «Ленты.
ру».Всю минувшую неделю в Киеве шел проливной дождь. В воскресенье запекло солнце, под которым участники парада с раннего утра начали стягиваться к отправной точке — красному корпусу главного вуза страны, университета имени Шевченко.
По всему центру столицы, в каждой арке и подворотне дежурили группы полицейских, по двадцать-тридцать человек. В каждом квартале — по паре человек в гражданском с рациями докладывали друг другу информацию об обстановке: сколько человек прошло по улице, как одеты, подозрительные личности или нет.
На подходах к университету установили металлические рамки, через которые пропускали участников.
Сам факт наличия подобной системы контроля — диковинка для Киева. В последний раз их размещали на улице во время Евро-2012.
Чтобы попасть на территорию и присоединиться к шествию, требовалось вывернуть сумку, выложить из карманов ключи и телефоны, пройти личный досмотр у сотрудника Нацполиции. Чтобы пронести воду — открыть бутылку и сделать глоток.
Из разрешенных предметов — газовые баллончики, и некоторые их действительно принесли с собой. На столе, установленном силовиками, из изъятых предметов видим перочинные ножи и два православных креста.
Весь периметр охраняют бойцы Нагвардии, они же бывшие внутренние войска. Общее количество силовиков — шесть тысяч. Для сравнения — в новогоднюю ночь, когда на улицах Киева был подшофе каждый первый, службу несли пятьсот сотрудников МВД.
Из метро в сторону вуза идут толпы людей, очередь на одну металлорамку выстраивается до тридцати метров. Вокруг — множество зевак.
Одного переполняют эмоции. «Меня зовут Саня. Я сам из Днепропетровской области, работаю на „Павлоградхиммаше” сварщиком. Сегодня ночью лечу на три месяца в командировку в Казахстан. Думал до рейса съездить на рынок, купить трусов-носков. Но узнал, что тут будут ходить геи и решил посмотреть», — говорит он.
И рассказывает, как сильно любит свою супругу и дочь, как они все втроем плакали, провожая его в столицу.
После небольшой паузы Александр добавляет. «Вот не могу я этого [нетрадиционную ориентацию] понять. Не могу представить, что мой ребенок будет жить в таком обществе. Мое личное мнение: это больное общество, нездорово это».
Чем ближе начало мероприятия, тем неспокойнее вокруг парка. Силовики регулярно провожают к автозакам молодых людей в спортивной форме. В подворотне, в полквартале от парка, стоит такая же группа молодых людей в тренировочных штанах. Интересуюсь, кто они, идут ли на парад. Те молчат.
«Может, вы мои коллеги», — спрашиваю напоследок. «Ну, если вы тоже идете ******* [бить] геев, то можно сказать, что и коллеги», — отвечает один из них.
Позднее глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе уточнила, что во время «Марша равенства» было задержано 57 человек. Их доставили в райотделения, провели профилактические беседы и всех отпустили.
На подходах к парку, возле светофора, голосят женщины с плакатами «********* [гомосексуалистов] — в АТО».
«Вот я не могу понять, — кричит одна из участниц импровизированного пикета. — Права геев у нас, видите ли, ущемляют, а пенсионеров — нет?! Где, ***** [черт побери], безвизовый режим? Где та европейская жизнь, которую нам обещали на Майдане? Мы за ******* [гомосексуалистов] там, что ли, стояли?»
Участники шествия — в десяти метрах от мини-митинга стоят в очереди на вход. «Слава Украине!» — громко кричат они. Сами же отвечают «Героям слава!» И легко заглушают пикетчиков.
Само шествие длится не более 25 минут. Говорят и по-украински, и по-русски, слышна английская речь. И мужчины, и женщины. Поднимают вопросы толерантности.
«Европа неоднократно выдвигала ультиматум — либо не ущемлять права ЛГБТ, либо никакого безвизового режима. Рада приняла закон о сексуальных меньшинствах в Трудовой кодекс. Теперь запрещается любая дискриминация, вне зависимости от цвета кожи, сексуальной ориентации, наличия СПИДа», — разъясняет политическую подоплеку один шествующий другому.
«С другой стороны, странно, почему власть говорит, что однополые браки на Украине легализованы не будут», — дополняет его товарищ. Видно, что марширующие знают матчасть и за ситуацией в стране следят. Соответствующие заявления в самом деле в разное время делали и глава правительства Владимир Гройсман, и президент Петр Порошенко.
«Президент дистанцировался от мероприятия. Думаю, что ему невыгодно поддерживать ЛГБТ — его избиратели-то против. Порошенко и так уже не любят, а так получится вообще олигарх, защищающий людей нетрадиционной сексуальной ориентации», — рассуждают в строю.
Некоторые — с барабанами, с радужными флагами ЛГБТ. Есть с повязками на лице — преимущественно парни. Медленно прошагали пятьсот метров — именно столько выделено для шествия. Мероприятие завершается хоровым исполнением гимна Украины а капелла.
Затем кто-то садится в автобусы, кто-то спускается в метро, открытое на вход специально для них.
Кое-кто поспешно маскирует прайд-признаки: выворачивают наизнанку куртки, надевают или снимают шапки.
Не ранее чем через час сотрудники полиции убирают высокие заборы из проволоки, ограждавшие территорию. Валерьянка и валидол, которые организаторы просили взять с собой, не пригодились.
Читайте также: Надеть трусы и обувь для бега: как участников гей-парада в Киеве инструктируют перед шествием
Почему не состоялись массовые потасовки, обещанные радикалами? Есть мнение, что националисты решили не связываться с таким огромным количеством полиции и не явились на марш вовсе. По другим данным, силовикам удалось отследить провокаторов и отсечь их от шествия заранее.
«Запомните этот день, — подчеркивает по поводу предпринятых мер безопасности бывший депутат Верховной рады Елена Бондаренко в своем аккаунте в Facebook. — Радикалы и экстремисты Украины тихо хныкали под лавкой. Полиция действительно выполнила свою функцию и стояла на страже гей-парада».
По ее мнению, «с этого момента можно с доказательством на практике утверждать, что полиция в Украине — предвзята и политизирована», поскольку «защищает только тех, на кого пальчиком укажет руководство».
Екатерина Терехова, Киев
Свежие комментарии